К основному контенту

Оживить компьютерную музыку

Здесь, на примере одной своей пьески для фортепиано с симфоническим оркестром (АК - "Дворник"), я расскажу о том, как можно сделать игру компьютера похожей на исполнение "живого" музыканта.
Это не какое-то открытие, но начинающему компьютерному музыканту что-то из написанного может оказаться полезным. Да и бывает так, что знал о чём-то, но не пользовался этим (или просто забыл)...
music
Итак, я написал (мышкой, а не вживую) фортепианную партию. Можете послушать её, лучше от начала до конца, чтобы понимать разницу в звучании:

На всякий случай - в нотном виде:
sheet
В общем-то ничего даже написано, но явно некрасиво звучит (статично, по темпу и громкости) и быстро надоедает.
Вот тут и придётся поработать над "игрой" компьютера.
Первое, о чём не каждый компьютерный музыкант вспоминает - это сила (или скорость): нажатия клавиш, щипка струны, давления на смычок и т. п., а если быть точнее, то разность этой самой силы - всё это регулируется параметром velocity. Согласитесь, живой музыкант никогда не играет все ноты одинаково, даже если очень захочет.
Тут и пальцы у человека разные (по строению, силе) и скорость исполнения влияет, да и музыка сама по себе требует, например, отделять тему от гармонического сопровождения или выделять какие-то фразы.
Вот по этим принципам вы можете разнообразить параметр velocity у каждой ноты - выделить тему из аккордов (обычно в них это верхняя нота), отделить аккомпанемент от мелодии (чтобы он не глушил её - сделать тише). Если в левой руке у фортепиано есть аккомпанемент, состоящий из арпеджио - значит бас из такой последовательности должен звучать немного сильнее - поднять ему  velocity или уменьшить остальным нотам. Если идёт "бас-аккорд", на бас тоже делается упор.
Конечно, надо иметь представление о самом инструменте и хоть немного знать о приёмах игры на нём (а лучше даже иметь некоторый опыт исполнения). Например, при игре перебором на гитаре безымянный палец правой руки немного сильнее извлекает ноты, чем остальные. Следовательно, вы должны представлять, какую ноту в своей партии и каким  пальцем вы бы исполнили вживую.
Вот результат моей работы над этим параметром в той же самой фортепианной партии:

Разница уже заметна, музыка оживилась.
Замечу ещё, что не у всех виртуальных инструментов этот параметр реализован хорошо. Т. е. сколько его ни правь, разницы в звучании будет мало - это характерно для самых простых VSTi. А вот в инструментах такого уровня, как ударные Battery или оркестр Vienna Symphonic, на каждую единицу шкалы velocity записано по нескольку сэмплов. Там уже изменяется не только громкость звука, но и дополнительные особенности - например, послезвучие ("дребезжание" струн по пластику на малом барабане или гул резонирующего корпуса инструмента) и т. п.
Но ведь "живые" музыканты никогда не играют ноты в одинаковом темпе. Изменения в темпе - у них всегда есть, даже если они стараются держать ритм.
Если у вас какая-нибудь ритмичная танцевальная музыка (в которой ровный барабанный ритм), тут вносить на компьютере разнообразие в темп нежелательно. А вот если вы имитируете "живой" ансамбль - стоит уже и поработать над этим.
И, поскольку я работал над игрой фортепиано с оркестром, то изменений темпа пришлось сделать немало. Здесь уже на ваше усмотрение, как вы это слышите.
В идеале, конечно, было бы неплохо наиграть всё вживую (пусть даже не попадая в ноты, но с замедлениями-ускорениями)  и воспользоваться Time Warp для работы с темпом.
Ниже рисунки только первой части этой пьески, той, что вы слушаете в примерах.
Это в Cubase:
cubase-tempo
А это в Logic:
logic-tempo
Выглядит пугающе, но того стоит. Теперь послушайте, что получилось и сравните с самой первой версией:


Вот так, поработав над двумя музыкальными параметрами, я приблизил "игру" компьютера к живому исполнению.
А теперь послушайте итоговый вариант этой пьески уже с симфоническим оркестром (правда, не очень качественным, но какой имелся):


На этой картинке - полностью темп этой пьески.

Популярные сообщения:

Загрузить свою музыку в Apple Music

Как разместить свою музыку в Apple Music и стимулировать своих поклонников и друзей покупать вашу музыку. Посмотреть инструкцию по загрузке альбома в Эппл: Загрузить в Apple Music: Apple Music Совет: не спешите регистрировать вашу музыку у "дистрибьюторов", которые за небольшую плату обещают загружать её тоннами в год. Вчитывайтесь в их лицензионные соглашения, если таковые у них выложены на сайте, и всматривайтесь в детали .

Как загрузить трек на SoundCloud с телефона

Если вы уже готовы не просто выложить музыку куда-то для бесплатного прослушивания, а стать одним из артистов Яндекс.Музыки, например, или Google Play и Apple Music, то рекомендую сразу посмотреть раздел "Продажа своей музыки" , где подробно рассказано и показано, как это сделать. Теперь про Саундклод. В одной из статей уже подробно рассказывалось, как выложить свою музыку на популярный сервис SoundCloud . Всё легко делается, но со временем люди всё больше переходили на мобильное пользование интернет-ресурсами, и музыканты - не исключение. Теперь можно записать песню на диктофон где-то на репетиции или под вдохновением в пути и сразу же хочется выложить такой черновик для слушателей. Загрузка треков на Саундклод возможна только с компьютера! Оно и понятно – на компьютере вы создали музыку, отредактировали, экспортировали в файл. Логично, что с него же вы и загрузите трек в интернет. А вот уже для последующей работы с загруженными треками на мобильном телефоне можно воспол

Как выложить треки в Google Play Music

Загрузка треков собственного сочинения и исполнения в Гугл–Плей, а также небольшой обзор дистрибьюторов и тех, кто выдаёт себя за дистрибьютора: Сайт официального дистрибьютора: Google Music Совет: не спешите регистрировать вашу музыку у "дистрибьюторов", которые за небольшую плату обещают загружать её тоннами в год. Вчитывайтесь в их лицензионные соглашения, если таковые у них выложены на сайте, и всматривайтесь в детали .